Вступление / Биография / Программа / Результаты / Семья / Задать вопрос /
 
(095) 939-4626
 

Высшая компьютерная школа МГУ, первое десятилетие

Проф. Сухомлин В.А.
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация

Рассматриваются история становления и современное состояние Высшей Компьютерной Школы МГУ им. Ломоносова, созданной в 1990 г. для решения проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в области компьютерных наук, информационных и компьютерных технологий. Подводятся итоги ее десятилетней деятельности. Определяется ниша, которую занимает ВКШ в образовательной системе МГУ и которую можно охарактеризовать как дополнительное, вечернее, комплексное, углубленное, профессиональное образование в области информационных технологий межфакультетской ориентации для студентов, аспирантов и сотрудников МГУ и других учреждений.

1. Десять лет пути

Высшая Компьютерная Школа (ВКШ) учреждена в 1989 г. совместным решением МГУ им. Ломоносова и группы организаций и ведомств бывшего СССР как самостоятельная общественная организация, предназначенная для решения проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в области компьютерных наук, информационных и компьютерных технологий. Инициаторами создания ВКШ были тогда первый проректор Московского университета профессор В.А. Садовничий, чл.-корр. АН СССР профессор Г.Г. Рябов (директор ИТМиВТ РАН), чл.-корр. АН СССР профессор В.В. Воеводин (зам. директора института вычислительной математики РАН), директор НИВЦ МГУ доцент В.М. Репин. Профессор В.А. Садовничий возглавил Совет учредителей ВКШ.

Воплощение в жизнь в Московском университете указанного выше решения об учреждении ВКШ началось с приказа Ректора МГУ N114 от 26 февраля 1990 г., который был подготовлен первым проректором Московского университета В.А. Садовничим и директором НИВЦ МГУ В.М. Репиным. По существу этот день и является днем рождения в Московском университете новой учебной деятельности - ВКШ.

В данном приказе ВКШ были предоставлены права межфакультетской кафедры. Ректором-председателем Научного Совета ВКШ был утвержден чл.-корр. АН СССР профессор В.В. Воеводин. В состав Научного Совета ВКШ кроме названных выше ученых вошли также чл.-корр. АН СССР профессор В.П. Иванников и чл.-корр. АН СССР профессор Л.Н. Королев. Этим же приказом определены следующие основные учебно-научные направления Школы: программное обеспечение и архитектура супер-ЭВМ; методы параллельных вычислений; информационно-вычислительные технологии решения крупных задач на современных ЭВМ; системы автоматизированного проектирования и пр.

В 1991 г. состоялся первый выпуск ВКШ - дипломы об окончании ВКШ получили 15 выпускников.

С начала своей деятельности ВКШ отличалась высоким научным и профессиональным уровнем профессорско-преподавательского состава. Так, в учебном процессе ВКШ принимали участие многие известные ученые и специалисты, в том числе, доктора наук и профессора В.В. Воеводин, Б.А. Головкин, Ю.Г. Дадаев, С.Д. Кузнецов, В.М. Курочкин, Л.А. Калиниченко, В.А. Серебряков, В.А. Сухомлин, А.Н. Томилин, Е.Е. Тыртышников, В.А. Успенский, а также кандидаты наук и научные сотрудники И.Ю. Баженова, И.Б. Бурдонов, А.Ю. Бяков, Вл.В. Воеводин, Е.А. Зуев, А.С. Косачев, Г.Н. Калянов, М.И. Кравцунов, А.Л. Ластовецкий, В.Г. Лютый, Д.Е. Намиот, В.Е. Плиско, В.Ю. Романов, Ю.П. Смирнов, Ю.А. Французов. Ответственность за учебно-научный процесс ВКШ несли профессора А.Н. Томилин (административно-организационные вопросы) и В.А. Сухомлин (учебно-методические вопросы). Базовой организацией ВКШ был определен Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ.

В 1991 г. ректором ВКШ, профессором В.В. Воеводиным издано первое учебное пособие ВКШ (В.В. Воеводин. Математические основы параллельных вычислений. -М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1991, - 345 с).

В 1993-94 гг. по решению Миннауки РФ и Московского университета на базе ВКШ выполнялся проект "Создание системы подготовки кадров высшей квалификации в области супер-ЭВМ" по научно-технической программе "Информатизация органов государственного управления, социальных и производственных структур". В рамках этого проекта была отработана модель системы углубленной подготовки высококвалифицированных специалистов в области разработки и использования высокопроизводительных вычислительных систем. В частности, отрабатывались структура и содержание этапов учебного процесса, содержание базовых лекционных курсов, содержание исследовательских и практических работ, методическое обеспечение процесса обучения. Учебный процесс был ориентирован на углубленную подготовку специалистов в области разработки и использования супер-ЭВМ, комплексов и сетей ЭВМ. Основными учебно-научными направлениями учебной программы ВКШ были определены: программное обеспечение и архитектура супер-ЭВМ; методы параллельных вычислений; информационно-вычислительные технологии решения крупных задач на современных ЭВМ, сетевые технологии.

Разработанная по данному проекту учебная программа использовалась в учебном процессе ВКШ в 1993-94 гг. В связи с тем, что ожидавшегося в то время создания отечественных супер-компьютеров и внедрения в практику технологий их использования не произошло, данная программа подготовки специалистов по супервычислениям не получила своего продолжения. Однако осуществление указанного проекта способствовало приобретению опыта в решении комплексных задач в области профессионального образования.

В 1994 г. НИВЦ МГУ, выполнявший функции базовой для ВКШ организации, выделил помещение для учебного сетевого класса ВКШ и нашел средства для оснащения его современным по тому времени компьютерным оборудованием. Это существенно укрепило учебную работу ВКШ.

В 1994-95 учебном году основной учебной программой становится разработанная автором программа, получившая название "Современные информационные технологии". В этой программе в качестве основных направлений были определены: сетевые технологии, технологии сетевых баз данных и распределенных учрежденческих приложений, объектно-ориентированное программирование на базе стандарта языка С++, CASE-технологии и языки программирования четвертого поколения, операционная система Unix. Также в программу были введены учебно-практические курсы по сетевому администрированию, проектированию сетевых SQL-приложений, системному администрированию OC Solaris, издательским компьютерным технологиям. Значительное внимание во всех курсах программы уделялось анализу международных и промышленных стандартов по соответствующим направлениям. По существу данная программа явилась первой комплексной программой, ориентированной на подготовку специалистов повышенной квалификации по открытым системам.

За первые пять выпусков дипломы об окончании ВКШ получили около 100 студентов и аспирантов различных факультетов МГУ (в основном вычислительной математики и кибернетики, механико-математического, физического и химического факультетов).

Учитывая положительный пятилетний опыт работы ВКШ, важность и высокую эффективность дополнительной комплексной подготовки студентов, в 1996 г. приказом Ректора МГУ N8 от 10.01.96 г. ВКШ преобразована в колледж "Высшая Компьютерная Школа", который введен в структуру МГУ в качестве межфакультетского колледжа. В приказе отмечалось, что главной задачей ВКШ является дополнительная целевая комплексная подготовка студентов и аспирантов МГУ в области современных вычислений и создании информационно-вычислительных систем различной проблемной ориентации.

В этом же приказе Ректора определен новый состав научно-попечительского Совета, в который вошли:
Н.С. Бахвалов - академик РАН, профессор,
К.А. Валиев - академик РАН, профессор,
В.В. Воеводин - чл.-корр. РАН, профессор,
В.П. Иванников - чл.-корр. РАН, профессор,
Л.Н. Королев - чл.-корр. РАН, профессор,
Д.П. Костомаров - чл.-корр. РАН, профессор,
Г.Г. Рябов - чл.-корр. РАН, профессор,
В.А. Садовничий - академик РАН, профессор (ректор МГУ).

Заведующим Межфакультетским колледжем назначен директор базовой для ВКШ организации - НИВЦ МГУ - доцент В.М. Репин.

В Положении о колледже ВКШ, утвержденном Ректором МГУ в 1996 г., уточнены цели и учебно-научные направления. Основной целью деятельности ВКШ определено создание системы комплексной, фундаментальной подготовки высокопрофессиональных (элитных) специалистов-исследователей в области новых информационных и компьютерных технологий, а также современных методов вычислений и автоматизации научных экспериментов. В качестве основных учебно-научных направлений ВКШ были определены:

  • программное обеспечение и архитектура компьютерных систем;
  • парадигмы и языки программирования;
  • программно-информационные технологии решения сложных задач на современных вычислительных структурах;
  • телекоммуникация, создание и использование сетевых ресурсов;
  • системы интеграции и обработки знаний;
  • системы мультимедиа и виртуальной реальности;
  • системы автоматизированного проектирования и компьютерного дизайна;
  • стандартизация информационных технологий;
  • методы распараллеливания и оптимизации вычислений;
  • гуманитарные проблемы компьютеризации.

    Проведенная реорганизация повысила интерес к ВКШ и ее учебным программам. За 1995/96, 1996/97, 1997/98 учебные годы дипломы ВКШ получили еще более 100 слушателей.

    С начала учреждения ВКШ до 1998 г. ее базовой организацией являлся НИВЦ МГУ. Функции базового для ВКШ подразделения в структуре НИВЦ, обеспечивающего работу ВКШ, выполняла лаборатория системного программирования (заведующий лабораторией - профессор В.А. Сухомлин).

    Актуальность тематического поля деятельности и высокая квалификация преподавателей, доступность ВКШ (все эти годы обучение в ВКШ было бесплатным) сделали ее популярной в студенческой среде. Как следствие этого, учебный процесс ВКШ динамично развивался, нагрузка на ВКШ возрастала. В свою очередь возрастали требования к уровню поддержки ВКШ со стороны базовой организации. В первую очередь это относилось к обеспечению аудиторным фондом, специализированными компьютерными классами и стендами, современными сетевыми ресурсами, учебной инфраструктурой. В плане такой поддержки возможности, которыми обладали ведущие факультеты МГУ были выше возможностей научных институтов.

    В связи с этим в 1998 г. приказом Ректора МГУ N402 от 19 ноября 1998 г. указанная выше базовая для ВКШ лаборатория была переведена в полном составе из НИВЦ на факультет ВМиК (декан - чл.-корр. РАН, профессор Д.П. Костомаров). На факультете данная лаборатория стала называться лабораторией "Открытых информационных технологий" (ОИТ). Разработка и организация учебно-научного процесса ВКШ стали одной из основных задач этой лаборатории.

    Деятельность ВКШ занимает в образовательной системе МГУ собственную нишу, которая определяется как дополнительное, комплексное профессиональное образование в области информационных технологий межфакультетской ориентации. В настоящее время эта деятельность осуществляется в форме вузовской двухгодичной дополнительной образовательной программы, которая называется "Информационные технологии (ВКШ)". Обучение проводится на платной основе, за исключением группы студентов МГУ, прошедших конкурсный отбор.

    2. Цели и принципы обучения

    Основной целью деятельности ВКШ является подготовка высококвалифицированных специалистов в области ИТ, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих принципам открытых систем, т.е. построенных в соответствии с требованиями международных стандартов.

    Учебный процесс ВКШ ориентирован, прежде всего, на подготовку разработчиков открытых систем, построение которых требует от их создателей глубокого понимания глобальных концепций развития ИТ, знания научно-методических основ и системы стандартов области ИТ, умения применять стандарты и профили на практике, знать современное состояние развития основных направлений ИТ.

    Следует особенно подчеркнуть, что важной характерной особенностью учебного процесса ВКШ является его направленность на обучение профессии специалиста по ИТ в целом, а не только обучению теоретическим и прикладным дисциплинам данной области.

    Учебная программа ВКШ, разработанная с учетов глобальных концепций развития ИТ, направлена на комплексную подготовку специалистов, удовлетворяющих очерченными выше требованиями. Она разрабатывалась на основе следующих принципов и положений:
    1. В учебной программе акцентированно отражена стратегическая роль концепции открытых систем и концепции Глобальной информационной инфраструктуры в развитии методологии и практики области ИТ и, как следствие, роль стандартов и процесса стандартизации ИТ.
    2. В состав учебной программы включен стержневой методологический курс программы - "Анализ информационных технологий" [3], в котором изучаются научно-методические основы и система стандартов ИТ, включая: основные тенденции и концепции развития ИТ, концептуальный базис и эталонные модели важнейших разделов ИТ, организационная структура процесса стандартизации ИТ, аппарат профилирования, таксономия профилей и стандартов, концепция и технология конформности ИТ, используемые для определения стандартов языки и нотации, а также общие аспекты ИТ, такие, как управление, безопасность, интернационализация и др.
    3. Теоретическую часть учебной программы составляет пучок взаимосогласованных и концептуально целостных базовых лекционных курсов по наиболее актуальным направлениям ИТ. Базовые курсы дают фундаментальные знания по основным разделам ИТ. Они знакомят слушателей с текущим состоянием стандартизации, современными научно-техническими достижениями, технологиями и продуктами по соответствующим направлениям ИТ, дополняют стержневой курс примерами базовых моделей и стандартизованных решений. Состав базовых лекционных курсов охватывает следующие основные направления ИТ:

  • современные парадигмы программирования, языки программирования и их стандарты;
  • сетевые технологии и их стандартизация;
  • базы данных в сетевых окружениях, языки и модели баз данных, электронные коллекции, стандартизация в области баз данных;
  • распределенные офисные технологии, технологии управления потоками работ, стандартизация в области офисных технологий;
  • объектно-ориентированные распределенные технологии и их стандартизация;
  • операционные системы открытых платформ и стандартизация прикладных программных интерфейсов;
  • технологии автоматизации жизненного цикла, графические языки проектирования и языки четвертого поколения, CASE- и CALS-технологии, их стандартизация;
  • технологии сети Интернет и их стандартизация;
  • технологии человеко-машинного интерфейса, мультимедиа и виртуальной реальности, их стандарты;
  • управление безопасностью ИТ, управление ресурсами, интернационализация ИТ и соответствующие им стандарты.


    4. В программу включены также учебно-практические курсы, которые включают как лекционные формы занятий, так и выполнение практических (лабораторных) работ с использованием наиболее распространенных продуктов ИТ для обучения устойчивым практическим навыкам использования современных технологий.
    5. Программа включает широкий ассортимент семинарских занятий, что позволяет охватить в программе более широкий круг актуальных направлений, осуществлять специализацию и подготовку к работе в проектах слушателей с учетом их интересов (одним из принципов программы является принцип преподавания "на интересе", который позволяет добиться высоких итоговых результатов процесса обучения).
    6. В программу включен набор дополнительных лекционных курсов (факультативных курсов) для обеспечения возможности составления гибких индивидуальных учебных планов с учетом интересов и способностей слушателей, индивидуальных установочных целей обучения.
    7. Важное место в программе отводится профессиональной практике слушателей в реальных проектах, непосредственно связанных с разработками в области открытых систем, что способствует более глубокому пониманию методологических основ ИТ, углубленному изучению стандартов ИТ, практическому освоению современных технологий реализации жизненного цикла систем и сервисов ИТ, развитию профессионального творчества. Работа по организации прохождения профессиональной практики в ведущих Hi-Tech-компаниях и в ряде институтов РАН поставлена в ВКШ на систематическую основу.
    8. В программе выдержан баланс между теоретической подготовкой слушателей и занятиями прикладной и практической ориентации.
    9. Состав учебных курсов и занятий подобран таким образом, чтобы адекватно отразить в учебной программе следующие критические фазы разработки систем, продуктов и сервисов ИТ:
  • проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования, т.е. в виде профилей ИТ;
  • реализация профилей ИТ, т.е. создание систем, продуктов и сервисов ИТ, на основе использования технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий (CALS- и CASE-технологий);
  • тестирование конформности (соответствия) реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.
    10. Программа характеризуется фундаментальностью и профессиональным уровнем содержания курсов и реализуется опытным профессорско-преподавательским коллективом с участием известных ученых, профессоров и специалистов.

    3. Итоги деятельности

    Основным итогом деятельности ВКШ за истекшие десять лет является создание действующей системы профессиональной подготовки специалистов повышенной квалификации по ИТ и подготовка более двухсот высококвалифицированных специалистов.

    Основным учебно-методическим результатом этой деятельности явилась разработка оригинальной учебной программы (учебного плана), которая отражает современные тенденции и глобальные концепции развития области ИТ и направлена на углубленное изучение научно-методических основ ИТ и важнейших направлений ИТ с явно выраженным акцентом на проблематику открытых систем и стандартизацию ИТ.

    Данная программа характеризуется сбалансированностью, целостностью, фундаментальностью, широтой охвата предметной области, глубиной рассмотрения материала, универсальностью практической подготовки слушателей, актуальностью содержания.

    При разработке программы ВКШ разработан стержневой методологический курс программы - "Анализ информационных технологий", посвященный изучению научно-методических основ ИТ и системы стандартов ИТ, а также разработана система из более 20 взаимосогласованных лекционных и учебно-практических курсов по наиболее актуальным направлениям ИТ.

    Успешный опыт практической реализации учебной программы ВКШ позволил использовать ее в качестве базовой при разработке двух учебных программ для магистратуры ВМиК по типу МВА (Master of Business Administration), внедренных в учебный процесс факультета с 1998 г., а именно:

  • учебной программы по направлению 510200 - "Прикладная математика и информатика", магистерская программа № 510212 - Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности, информационные технологии и менеджмент.
  • учебной программы по направлению 510200 - "Прикладная математика и информатика", магистерская программа № 510210 - Программное обеспечение вычислительных сетей; телекоммуникации и менеджмент.

    Десятилетний опыт работы ВКШ показал, что она представляет собой эффективный инструмент отбора и подготовки специалистов, способных самостоятельно решать сложные задачи по созданию и использованию новых информационных и телекоммуникационных технологий на основе современной методологической базы и стандартов открытых систем.

    Литература
    1. Сухомлин В.А. "Высшая компьютерная школа". Система подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. М, Диалог МГУ, 1999, 104с. /учебно-методическое пособие/.
    2. Сухомлин В.А. Магистерское обучение по направлению специализации "Информационные технологии и менеджмент". М., Диалог МГУ, 1999, 32с. /учебно-методическое пособие/, http://master.cmc.msu.ru.
    3. Сухомлин В.А. "Анализ ИТ" - базовый курс программ профессиональной подготовки в области информационных технологий. Наст. Сб.






  •  
     
    Copyright c 2003. Все права защищены. | e-mail: sukhomlin@oit.cmc.msu.ru
     
    Хостинг от uCoz