Вступление / Биография / Программа / Результаты / Семья / Задать вопрос /
 
(095) 939-4626
 

Новое образовательное направление 511900 "Информационные технологии": концепция, структура, основные задачи.

Сухомлин В.А. МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Приказом по Министерству образования РФ N 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 "Информационные технологии". Это решение являет собой знаменательную веху рождения новой быстро развивающейся университетской дисциплины, имеющей большое научное, практическое и образовательное значение, которая заняла свое место в системе образовании наряду с математикой, физикой, химией. В докладе рассмотрены основные принципы разработки образовательных стандартов для подготовки бакалавров и магистров по направлению "Информационные технологии", а также основные задачи по его реализации на практике.

В системе высшего образования существует целый ряд специальностей и направлений, связанных с компьютерными и информационными технологиями, и за каждой из них стоят конкретные достойные уважения инициативы, подкрепленные не менее достойным опытом. Однако, ни с содержательной точки зрения, ни с точки зрения соответствия современным требованиям, все они не формируют целостную систему ИТ-образования в стране. Цель предпринятой разработки состояла в том, чтобы создать магистральное образовательное направления для подготовки ИТ-профессионалов, рассматривая данную область как сложившуюся научно-прикладную дисциплину.

  • Для области знаний, важнейшей тенденцией развития которой является быстрое расширение ее научных и прикладных горизонтов, двухступенчатая модель более логична.
    Принципы разработки образовательного стандарта бакалавра ИТ.
  • Целенаправленное обучение профессии ИТ.
  • Соответствие объема профессиональных знаний международным рекомендациям, определенным в СС2001.
  • Углубленная, целенаправленная математическая подготовка.
  • Модульность построения цикла общепрофессиональных дисциплин.
  • Развитие профессиональных знаний и умений во владении современными ИТ.
  • Приоритетная роль дискретной математики.
  • Включение в состав ИТ-части учебной программы набора актуальных специальных дисциплин.

    Примерный учебный план и материалы стандарта подготовки бакалавра ИТ можно найти по адресу http:\\hcs.cmc.msu.ru\standards.

    Магистерское образование в области высоких технологий ориентировано на продвинутое профессиональное обучение и научную работу. По убеждению авторов, имеющих определенный опыт в магистерском образовании [4], магистратура является перспективной формой подготовки высокопрофессиональных кадров и для России при малой эффективности нынешней аспирантуры, именно магистратура может стать действенной системой отбора и подготовки кадров для науки и высшей школы.

    В части магистерского ИТ-образования были приняты следующие принципиальные решения.

    На магистерское обучение перенесена ответственность за профессиональное профилирование по всему фронту наиболее значимых научных направлений ИТ. Это выразилось в том, что в стандарт магистерской подготовки введен обширный набор из 24-х магистерских программ вместе с их аннотациями.

    Примерные учебные планы и материалы стандарта подготовки магистра ИТ можно найти по адресу http:\\hcs.cmc.msu.ru\standards.

    Заключение

    Резюмируем некоторые результаты проделанной работы. Разработан систематический подход к подготовке бакалавров и магистров по новому образовательному направлению 511900 "Информационные технологии", а также предложены образовательные стандарты бакалавра и магистра информационных технологий, принятые в качестве временных требований для проведения широкомасшабного эксперимента по их отработке на практике, начиная с 2003 г. Стандарты ориентированы на подготовку ИТ-профессионалов, востребованных в исследовательских проектах, индустрии и бизнесе. Стандарты разработаны в соответствии с международными рекомендациями, что обеспечивает возможность интеграции российского ИТ-образования в международную образовательную систему и выход на международный рынок образовательных услуг. В отличие от зарубежных учебных программ они предлагают более фундаментальный характер обучения, в частности более углубленную и целенаправленную математическую подготовку.

    Стандарты магистерского обучения разработаны с учетом покрытия широкого спектра важнейших научных и прикладных направления области ИТ, что позволяет готовить высококвалифицированные ИТ-кадры, профилированный по конкретным направлениях специализации. Предложенный подход дает возможность российским университетам осуществлять магистерскую подготовку выпускников (бакалавров) зарубежных университетов по направлению Computing, одному из наиболее популярных и быстро развивающихся образовательных направлений.

    Литература
    1. Владимир А. Сухомлин, Владимир В. Сухомлин. "Концепция нового образовательного направления", Открытые системы. 2003, №2, 31-34.
    2. Владимир А. Сухомлин. "Как улучшить ИТ-образование", Открытые системы. 2003, №2, 55-58.
    3. Серия учебников "Высшая компьютерная школа" под редакцией В.А. Сухомлина: Сухомлин В.А. "Введение в анализ информационных технологий". М: "Горячая линия - Телеком", 2003, 457 с.
    4. Владимир Сухомлин. "Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ", Открытые системы. 2002, №3.
    5. Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
    6. Сухомлин В.А. "Высшая компьютерная школа". Система подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. М, Диалог МГУ, 1999, 104с. /учебно-методическое пособие/, http://hcs.cmc.msu.ru.
    7. Сухомлин В.А. Магистерское обучение по направлению специализации "Информационные технологии и менеджмент". М., Диалог МГУ, 1999, 32с. /учебно-методическое пособие/,http://master.cmc.msu.ru.
    8. Сухомлин В.А. "Концепция и методика подготовки специалистов повышенной квалификации в области информационных технологий". Тезисы докладов Всероссийской конференции. Интеграция науки и Высшего образования России. Ч.2. 2001, стр. 119-124.
    9. Сухомлин В.А., проф. "Высшая компьютерная школа МГУ. Первое десятилетие". Сб. трудов "Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий", научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летиюВКШ, МГУ, М.2001", стр. 3-12.
    10. Ильин В.А., Куркина А.В. Высшая математика: Учебник: - М.: ООО "ТК Велби", 2002.-592.
    11. Peter J. Dening. Our seed corn is growing in the commons. Information Impacts Magazin, March 1999.

  •  
     
    Copyright c 2003. Все права защищены. | e-mail: sukhomlin@oit.cmc.msu.ru
     
    Хостинг от uCoz